Причина превращения демонов в инкубов и суккубов лежит не в чувстве наслаждения. Как духи, они не имеют ни мяса, ни костей. Причина лежит в том, что они через порок сладострастия портят и человеческую душу, и тело и этим делают их восприимчивее ко всем порокам.
Генрих Крамер, Якоб Шпренгер
«Молот ведьм»
Можно долго спорить, какой из смертных грехов самый тяжёлый, а вот определить наиболее приятный из них — если только вы не заядлый сладкоежка — достаточно просто. Как бы мы ни осуждали похоть, вряд ли кто-то станет оспаривать, что плоды её весьма приятны. И потому отвечающие за этот порок демоны, вряд ли останутся без работы, пока существует род человеческий.
СВОБОДУ ЖЕНЩИНАМ ВОСТОКА!
Таких демонов называют суккубами и инкубами. Оба термина имеют латинское происхождение и означают, соответственно, «лежать снизу» и «лежать сверху». И те, и другие получили широкую известность в Средневековье, за что следует благодарить средневековых ханжей, хотя эти создания имеют гораздо более древнее происхождение.
Впервые образы демонов и демониц, охочих до большой, но не слишком чистой любви с представителями рода человеческого, встречаются в шумероаккадских мифах. Там можно найти первые намёки на образ инкуба. В шумерском списке царей отцом знаменитого Гильгамеша записан демон лилу, который по ночам проникал в спальни женщин и совращал их.
В более поздних ассирийских легендах встречаются демоницы лилиту, которые в свободное от охоты на детей и беременных женщин время обожали соблазнять молодых мужчин. Правда, по некоторым версиям, они не были способны к соитию, и потому являлись своим жертвам лишь в эротических грёзах. Чаще всего их изображали молодыми женщинами с крыльями и когтями, как у хищной птицы.
Судя по всему, именно шумерско-аккадские предания легли в основу иудейских мифов о прародительнице суккубов — Лилит. Наиболее распространённая версия легенды о ней появилась в конце первого тысячелетия нашей эры и утверждает, что она была первой женой Адама. Поскольку они были созданы одновременно, Лилит не удовлетворилась ролью покорной супруги, сбежала от мужа и связалась с демонами. А, как известно, с кем поведёшься...
Лилит начала вести беспорядочную половую жизнь и без счёта плодить демонических отпрысков. На призывы и угрозы бога девушка не реагировала, и тогда он поручил трём ангелам истреблять её потомство. Воевать так воевать — Лилит в отместку поклялась вредить роду человеческому. Хотя излюбленным злодейством «матери демонов» стало убийство маленьких детей, соблазнением молодых мужчин она тоже не брезговала и стала прародительницей и королевой суккубов.
Средневековые борцы за нравственность не особенно интересовались происхождением суккубов и инкубов, хотя порой их отождествляли с сатирами, лешими и прочими духами, оставшимися в народной памяти с языческих времён. Да и различать их в это время перестали, считая всех представителями одной породы низших демонов, способных принимать облик как смертного мужчины, так и женщины, с единственной целью развращать людей и сеять порок. Куда острее стоял вопрос, как бороться с тлетворным влиянием сверхъестественных соблазнителей. «Молот ведьм» приводит аж пять рецептов, но большая часть из них требует, чтобы жертва демонического влияния сама хотела от него избавиться. Тогда, конечно, молитв, исповедей и крёстных знамений хватало, чтобы отвадить демона, — в противном случае оставался только экзорцизм как крайняя мера.
Что и говорить, если даже священнослужители не могли себя чувствовать в полной безопасности. Одно из ранних средневековых упоминаний о суккубах связано с именем Папы Сильвестра II, возглавлявшего католическую церковь на исходе первого тысячелетия. Якобы понтифик, баловавшийся математикой, астрономией и, поговаривали, даже колдовством, во время предсмертной исповеди признался в связи с суккубом по имени Меридиана. Именно она, как гласит одна из легенд, окружающих имя Сильвестра II, помогала его стремительному восхождению в католической иерархии и поведала ему магические секреты.
Вероятно, противостоять посланцам ада было так непросто по той причине, что их способности, повадки и внешний вид доподлинно неизвестны. Имеют ли они физические тела и способны ли вступать с людьми в полноценные половые отношения или нематериальны и лишь насылают на свои жертвы иллюзии? Действительно ли они прекрасны или морок скрывает демонический облик? Совращают они людей ради собственной потехи или таким образом подпитывают свои силы? На все эти вопросы из уст демонологов звучали самые разные ответы.
Да и сегодня единого мнения на этот счёт не существует, хотя определённый усреднённый образ успел сформироваться. Большинство суккубов и инкубов современной фантастики вполне материальны. Они имеют определённые инфернальные черты (например, крылья), но маскируют их с помощью магии — истинный облик проявляется обычно лишь во время любовных утех. Они способны соблазнить приглянувшегося смертного как благодаря поразительной внешности, так и при помощи чар. Демоны часто питаются сексом, словно вампир — кровью, и так же способны до смерти истощить свою жертву.
Отдельно обсуждался вопрос о способности суккубов и инкубов к естественному размножению — демоны всё-таки, поэтому плодиться им вроде и не положено. В средние века большинство специалистов склонялись к мысли, что суккубы похищают мужское семя и либо передают его инкубам, либо сами в них превращаются, чтобы осквернить его и, проведя ночь с женщиной, зачать очередное дьявольское отродье. Впрочем, существует и иная точка зрения. Так, некоторые мифы утверждают, что отцом легендарному чародею Мерлину приходился как раз инкуб, совративший монашку.
НА ЗВЕРЯ И ЛОВЕЦ
В двадцатом веке пути инкубов и суккубов начали постепенно расходиться, и если первым оказалась непросто соперничать с более брутальными собратьями по преисподней, то для их товарок наступил звёздный час. После сексуальной революции демоницы с модельной внешностью и манерами дорогих куртизанок оказались востребованы как никогда прежде — правда, суккубами их в наше время называют не так уж и часто, но истинную суть не скроешь.
Так, с полным правом могут считаться суккубами героини Анджелины Джоли и Меган Фокс из фильмов «Беовульф» и «Тело Дженнифер» соответственно. Правда, объединяет их исключительно сексуальная притягательность, а вот методы и цели различаются. Мать Гренделя соблазняла героев, чтобы произвести на свет очередное чудовище, — папаша не оставался внакладе и в придачу к ночи любви получал богатство, трон и... всеобщее презрение. Дженнифер же стала жертвой сатанинского ритуала, после чего в неё вселился демон, которому для поддержания жизни необходимо питаться человеческой плотью.
А вот Марианна из романа Ричарда Матесона «Призраки» не имеет к преисподней отношения. Писатель наделяет свойствами суккуба другого монстра — призрака, отвергнувшего посмертие. Чтобы выжить, ей необходима энергия людей, — и добывает её Марианна, совращая мужчин, которые оказываются на её острове.
Как видите, обычно в суккубах симпатичного мало — если не считать внешности, но порой встречаются исключения, к которым можно отнести Сатану из вселенной Marvel Comics. Хотя изначально ничего не предвещало, что из неё выйдет человек. Дочка демона и человеческой женщины, свою юность она провела в преисподней, постигая тёмную магию. Когда она впервые попала на Землю, ей пришлось питаться душами людей, что она делала без зазрения совести, добывая пищу с помощью соблазнительной улыбки и магического искусства. Однако стремление бросить вызов отцу, знакомство с людьми и Доктором Стрэнджем если и не превратили Сатану в героя, то, по крайней мере, привили ей зачатки человечности.
Впрочем, в наши дни романтический ореол окутал буквально всю популярную нечисть от вампиров и оборотней до призраков и фей — естественно, не миновала чаша сия и суккубов. В недавно начавшем выходит на русском языке цикле Рейчел Мид о похождениях суккуба Джорджины Кинкейд. Беззаботная жизнь демоницы, скрывающейся под личиной продавщицы книжного магазина, подо- шла к концу, когда она умудрилась влюбиться в своего кумира-писателя, который оказался смертным. Всё бы ничего, но любовь Джорджины для мужчин подобна прыжку из самолёта без парашюта — захватывающе, но длится недолго, а тут ещё интриги демонического сообщества покоя не дают...
А вот в научной фантастике, казалось бы, суккубам не место. Тем не менее время от времени они проникают и на эту, почти незнакомую для них территорию. В числе прислужников криминального босса Матрицы Меровингина среди прочей виртуальной нечисти нашлось место и суккубам. Облачённые в обтягивающие костюмы красотки могут посоперничать в скорости и живучести с Агентами, а их поцелуи способны подчинить или даже убить других Изгнанников и людей, подключённых к Матрице. Правда, сами суккубы уязвимы для святой воды, которая содержит смертельный для них код.
В ОВЕЧЬЕЙ ШКУРЕ
Сложно сказать, в чём именно заключается секрет привлекательности суккубов — во внешности или чародейских способностях. Если судить по внешности некоторых современных демониц, то иных объяснений их успеху у мужчин, кроме ворожбы, найти не удаётся.
Взять хотя бы суккубов и демониц из пятой части «Героев меча и магии» — конечно, разглядеть женские черты в этих инфернальных созданиях можно без особого труда, но привлекательными их назвать весьма непросто. Тем не менее они славятся умением переманивать отряды противника на свою сторону.
Сложно назвать красотками, несмотря на модельную фигуру, и демонов желания из мира Dragon Age. В отличие от обыкновенных суккубов они готовы выполнить не только сексуальные фантазии людей, но любые их мечты — хотя и от постельных утех при случае не откажутся. Демоны желания стремятся попасть в мир смертных и ради этого обычно готовы вселяться в людей и животных, обманывать, идти на любые сделки... Что их так манит в материальном мире, не вполне понятно, но вот доверять им точно не стоит — хитроумные демоны извратят договор при первой же возможности.
Впрочем, вмешательство демона желания в жизнь человека не всегда имеет фатальные для него последствия. Так известны прецеденты, когда благодаря демону желания его жертва обретала счастье — пусть только в мире грёз. Но для клиента разницы не было, а демон, питаясь за его счёт, постепенно знакомился с реальным миром. Такой вот причудливый, но всё же взаимовыгодный симбиоз.
В отличие от своих западных товарок японские игровые суккубы могли бы без стеснения сниматься для мужских журналов. Длинноногую красотку Морриган из серии файтингов Darkstalkers внешне от человека отличают лишь небольшие крылья, которые её совершенно не портят. К тому же в отли- чие от большинства сородичей она питается лишь снами мужчин и, несмотря на демонические корни, не склонна к лишним жестокостям — насколько это возможно для героини файтинга.
Ближайшие родичи
В легендах многих стран мира встречаются создания, повадками напоминающие суккубов и инкубов. Пожалуй, самым ярким примером неевропейского духа-соблазнителя могут служить восточные лисы-демоны кицунэ. Многие японские герои не устояли перед очарованием прекрасных кицунэ, принявших человеческий облик. Что из таких отношений получалось — красивая любовная история или жестокая шутка над доверчивым любовником — зависело исключительно от характера лисы-оборотня.
А чилийские предания рассказывают о злобном карлике трауко, которому сильно не повезло в жизни — женился на уродине. Сам далеко не писаный красавец, трауко, благодаря врождённому магнетизму, противостоять которому не способна ни одна женщина, постоянно ищет и находит отдушину на стороне. Его проискам чилийцы зачастую приписывают неожиданные беременности, особенно когда речь идёт о незамужних девушках.
ПОДЗЕМЕЛЬЯ И СУККУБЫ
Миры Dungeons & Dragons могут служить редким по нынешним временам примера относительного равноправия суккубов и инкубов. Согласно четвёртой редакции игры и те и другие принадлежат к числу наименее сильных и уважаемых де- монов, и потому вынуждены служить более могущественным обитателям Бездны.
Местные суккубы играют роль искусителей, которые отправляются в миры смертных, чтобы совращать и толкать на злые дела их обитателей. Неплохим подспорьем в этом деле демонам служит способность принимать облик как мужчин, так и женщин. В своей естественной форме суккубы напоминают женщин, но спутать их с человеком не позволяют крылья, как у летучей мыши, а также наличие хвоста и рогов.
У незавидного положения в демонической табели о рангах есть и оборотная сторона — среди суккубов то и дело встречаются вполне достойные личности.
Например, Падшая Грэйс, хотя в детстве её продала в рабство собственная мать, стала целитель- ницей и никогда не была замечена в предосудительных поступках.
Суккубы весьма многочисленное племя и служат преимущественно двум хозяевам — Королеве суккубов Малкантет либо её старому сопернику Граз’зту. Суккубы из личного гарема Граз’зта под тлетворным влиянием Бездны подверглись изменениям и обрели новые таланты. Инкубы научились превращаться в животных, вселяться в тела людей или проникать в их сны, чтобы постепенно превратить жертву в послушного раба. Из всех демонов именно инкубы чаще всего встречаются среди простых смертных.
КРОВАВАЯ СТРАСТЬ
Сексуальные похождения демонов в последнее время меркнут на фоне амурных подвигов вампиров. В результате среди ночного племени появились те, кто претендует на славу суккубов. Начало этой традиции положила в цикле о похождениях Аниты Блейк писательница Лорел Гамильтон.
Гамильтон открытым текстом провозгласила одного из центральных персонажей цикла, вампира Жана-Клода, инкубом. Таким образом, он может питаться не только кровью, как его обычные сородичи, но и черпать силы в похоти и страсти окружающих людей. Полезный талант для вампира, который стремится соблюдать уголовный кодекс США. Не обошлось, правда, и без неудобных последствий. Сделав Аниту своей служанкой, Жан-Клод передал ей не только часть своих талантов, но и жажду, удовлетворить которую девушка может лишь с помощью регулярной сексуальной подзарядки.
Есть свои суккубы и в новом «Мире Тьмы» — так прочие вампиры прозвали членов клана Дэвов, известных своей красотой и склонностью к красивой нежизни. Охота для них — это не блуждание по тёмным переулкам в поисках припозднившегося прохожего, а соблазнение богатых и успешных людей, чтобы те сами предложили вампирам испить их крови. Впрочем, чувственные наслаждения привлекают их зачастую куда сильнее сытного обеда. Злые языки утверждают, что погоня за ними — лишь тщетная попытка суккубов вновь испытать эмоции, которые им были доступны при жизни.
***
В большинстве демонических иерархий суккубам и инкубам отводятся самые низшие позиции, но, если смотреть с другой стороны, это означает, что из всех созданий преисподней они ближе всех к людям. Обычно это родство касается лишь худших наших качеств и за внешним блеском демонов- соблазнителей скрывается лишь жуткая пустота. Но, как показывает практика, суккубам и инкубам не чуждо ничто человеческое.